Back Назад Trainings Семинары О Предприятии Products Продукция Контакты Articles Публикации Support Поддержка News Новости Пожарная безопасность Тематические сайты
АКТУАЛЬНО:
КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ
     На российский рынок технических средств безопасности приходит новая мода - сертификация предприятия по стандарту ISO 9000. История появления стандарта качества менеджмента предприятия в России невелика: рынок безопасности только начинает присматриваться и оценивать: надо ли, сколько это стоит, да и стоит ли "овчинка выделки?" - не слишком ли хлопотно, насколько повлияет на цену продукции? Зная, что компания "Систем Сенсор Фаир Детекторс" в 2002-2003 году прошла этот нелегкий процесс и стала обладателем сертификата ISO серии 9000 от западного, а затем и от российского аудитора, корреспондент "СК" решил выяснить, что это такое и зачем это нужно. Генеральный директор компании Себенцов Денис Андреевич согласился поделиться своим мнением и ответить на вопросы по этой актуальной теме.
     Итак, шесть вопросов, которые мы задали Д.А.Себенцову:
Что такое ISO?
     Слово ISO образовано от греческого слова isos - "равный". Слово Iso - может быть приставкой и встречается в таких терминах, как "изометрия" (равное измерение или размеры) и "изономия" (равенство закона или людей перед законом).
     Название "ISO" употребляется во всем мире для обозначения Международной организации по стандартизации - "International Organization for Standartization". ISO учреждена в 1947 г. и является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Главной целью ISO является развитие стандартизации и родственных направлений деятельности во всем мире.

     1. Что такое стандарты ISO? Что означает серия 9000?
     2. В чем разница между ИСО9000 и ISO9000?
     3. Есть ли разница между сертификатами, выданными российскими и западными аудиторами?
     4. Переплачивает ли за это потребитель?
     5. Как происходит процесс сертификации? Сколько занимает времени?
     6. Кому и в каком случае это действительно может пригодиться?

1 ISO - это мировая федерация национальных органов по сертификации, созданная в 1946 году. Она является разработчиком международных стандартов, которые призваны поддержать технический прогресс и международную торговлю. Серия стандарта ISO9000 направлена на помощь организациям в построении структур компаний и взаимоотношений между ними, чтобы весь процесс работы был прозрачен, контролируем и удобен для дальнейшего развития. Красной нитью через эти стандарты проходит ориентация на потребителя, т.е. любая организация должна построить организованный путь от выявления потребностей клиента до выполнения их требований и ожиданий.
2 Как обозначено в ИСО9001, он представляет собой аутентичный текст стандарта ISO9001. Исходя из того, что документ достаточно большой и многие термины непривычны для русского языка, перевод, на мой взгляд - а я знаком и с английской, и с русской версиями - не без изъянов. Я слышал подобные оценки и со стороны специалистов. Те цифры, которые идут в конце полного названия стандарта ИСО 9001:2000, означают год, когда была введена последняя редакция этого стандарта. Например, предыдущая версия ISO9001:1994, соответственно была введена в 1994 году. А так как Госстандарт России ввел последнюю версию этого документа 31 августа 2001 года, он, соответственно, и получил название ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
     Однако разницу я, скорее, увидел бы не в названии стандартов, а в том, насколько бизнес-среда новой российской экономики готова воспринимать это не очень знакомое веяние западного бизнеса. Должно пройти еще несколько лет, чтобы люди увидели разницу между очередным требованием получения обязательной бумажки и реальными преимуществами для компании, которая внедряет принципы управления предприятием, описанные в этом стандарте.
Что такое ISO 9000?
     Семейство стандартов ISO серии 9000 версии 2000 года представляет собой семейство взаимосвязанных стандартов, разработанных с целью помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества. Серия ИСО 9000:2000 состоит из:
  • ИСО 9000:2000 - "Системы менеджмента качества. Фундаментальные принципы и словарь"
  • ИСО 9001:2000 - "Системы менеджмента качества. Требования"
  • ИСО 9004:2000 - "Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению характеристик деятельности"
  • ИСО 19011:2000 - "Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды"

         В Системе сертификации ГОСТ Р действуют 3 основных стандарта:
  • ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  • ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Система менеджмента качества. Требования.
  • ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

3 Я думаю, что делить сертификаты на эти две категории не совсем верно. И в России, и на Западе сертификаты могут быть выданы разными аккредитованными организациями и вес их может существенно отличаться. Пожалуй, основное отличие России и Запада в том, что для нас это все еще новое и практически нет заработанных авторитетных имен, хотя на самом деле первые версии этих стандартов появились еще во времена СССР.
     В качестве примера аналогичной ситуации можно привести вечный вопрос о том, какая разница между западным дипломом о высшем образовании и российским. И, если посмотреть на разнообразие российских дипломов разных вузов, то и их реальная "стоимость" может очень существенно отличаться друг от друга. Естественно, это касается и западных университетов. И я не думаю, что кто-то может утверждать, что любой российский диплом хуже любого западного. Прежде всего клиенты сертифицирущей организации, предъявляющие требования о наличии сертификата соответствия ISO9001, имеют свои предпочтения и доверие к тому или иному имени сертифицируемой аудиторской организации. Поэтому можно столкнуться с организацией, как в нашем случае, когда одна фирма имеет несколько сертификатов соответствия стандарту, например, некоторые из наших клиентов больше знают имя аудитора LPCB (Великобритания), зато другой части потребителей более известно такое имя, как Пожтест ВНИИПО.

4 На данный вопрос можно дать два противоположных ответа. Если какая-то фирма стремилась получить этот сертификат с одной только целью - что-то добавить к своему имиджу, то, конечно, затраты на данную процедуру, измеряемые в тысячах и десятках тысяч долларов, могут в итоге повлиять на цену товаров или услуг для потребителей.
     Во втором варианте, который выбрали, в частности, мы, получение сертификата - это желание воплотить все то разумное, что несет в себе стандарт, в руководстве нашей компанией, что повлияет в результате на оптимизацию всех процессов, даст сокращение издержек и отразиться на цене продукции и услуг в лучшую для потребителя сторону.

5 Процесс сертификации, пользуясь упомянутой аналогией, это экзамен. В университете, как известно, он может длиться несколько часов после того, как студент потратил несколько месяцев на изучение дисциплины. Хотя есть, наверно, и студенты, которые успевают изучить курс за пару дней до экзамена. В нашем случае мы потратили примерно десять месяцев на изучение стандарта, подготовили сотни процедур разного уровня и внедрили их в нашу ежедневную деятельность. Собственно получение самого сертификата я определял для себя второстепенной задачей. Главное было впитать и воплотить весь опыт ведения бизнеса международного сообщества.
6 Я, в общем-то, практически ответил на этот вопрос выше. В нашем случае это действительно пригодилось, прежде всего, нам. Потому что мы, можно сказать, получили высшее образование в данной области, а не только "корочки" уважаемых университетов.

Восемь принципов менеджмента качества
     Для успешного руководства и функционирования организации необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента. Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации. 1 Ориентация на потребителя
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2 Роль руководства
Руководители обеспечивают единство цели организации и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
3 Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4 Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельность и соответствующие ресурсы управляются как процесс.
5 Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.
6 Ориентация на потребителя
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как неизменную цель организации.
7 Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Организация и ее поставщики взаимосвязаны, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.